Труд в детском саду.
Труд
- важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его
формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Особенно важен труд для нравственного
воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается
инициатива, ответственность. Цель всей системы трудового воспитания -
нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному
труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель
решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также
особенностями их трудовой деятельности. Труд в природе – активное, посильное
участие детей в работе на цветнике, огороде, а также уход за комнатными
растениями и домашними животными. Труд в природе - разнообразный труд в природе
доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В
процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У
детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное
отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг
другу. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет
кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания.
Трудясь в природе, дети знакомятся: со свойствами и качествами, состояниями
объектов природы; усваивают способы установки этих свойств.
Воспитатель учит детей ориентироваться на
свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы
определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние
(упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается
эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.
В
процессе труда в природе у детей формируются знания:
1)
о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные
стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения),
2)
о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ
жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями,
образом жизни животного в природе и способами ухода за ним.
Труд в природе способствует развитию у детей:
наблюдательности; любознательности; пытливости; вызывает у них интерес к объектам
природы, к труду человека; уважение к людям труда.
В процессе труда формируются: практические навыки ухода за растениями и животными; развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты; намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда. Требования к организации труда в природе.
Труд
в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если
его организация и содержание отвечают определённым педагогическим и
гигиеническим требованиям.
Педагогические
требования к организации труда в природе.
Организация
разнообразного по содержанию труда:
а)
уход за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями;
б)
выращивание растений в уголке природы,
в)
труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду).
В процессе труда необходимо формировать
практические навыки и умения в единстве со знаниями.
Осознанность
труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и
способов их достижения.
Трудовая
деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Трудовая деятельность должна
быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.
Гигиенические
требования к организации труда в природе.
Труд детей в природе должен быть посильным.
Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления.
Необходимо
обеспечить правильную позу детей в труде.
С этой целью следует чередовать один вид работы с другим. Орудия труда
должны быть абсолютно безопасными соответствовать росту и силам ребенка, но
вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был настоящий.
Формы
организации труда в природе.
Труд
детей в природе организуют в следующих формах:
Индивидуальные
поручения - применяются во всех
возрастных группах детского сада, весь процесс труда ребенок выполняет сам.
Коллективный
труд в природе - дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех
детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать
общую цель труда, договариваться.
Воспитатель:
Николаева Н. В.