Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
С детьми младшей группы «Почемучки» организовали наблюдение за ветром, чтобы познакомить детей с природным явлением – ветер. Учить детей давать характеристику ветру – теплый - холодный; сильный – слабый. Показать, простейшие связи между ветром и окружающими предметами – ленточки, вертушки, султанчики, деревья.
Организовали с детьми игру «Что умеет ветер?». Дети подбирали глаголы, отвечая на вопросы: что ветер умеет делать?; как ветер помогает нам?; может ли ветер навредить человеку? Затем играли с вертушкой, произнося слова: «Ты вертись, моя вертушка…».
В конце вместе с детьми сделали вывод, что если ветер дует сильный – ленточки, вертушки и султанчики двигаются быстро, деревья качаются, шумят; ветер слабый – предметы не двигаются, деревья не шумят, не качаются.