Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.
С детьми младшей группы «Почемучки» организовали наблюдение за изменениями, происходящих с почками на ветках тополя и березы в вазе в групповой комнате, чтобы дать детям представления о том, что растения живые и могут расти и развиваться, если только для них созданы необходимые условия - свет, вода, тепло, уход.
В течение нескольких дней проводили наблюдения за ветками. Вместе с детьми отметили перемены: ветки меняются, из почек появляются листочки.
Так же обратили внимание детей на ветви деревьев на улице, отметили произошедшую разницу с ветками в вазе.
Предложила детям объяснить, почему в группе растение развивается, а на улице еще нет. Дети сделали правильный вывод, в группе много тепла и света, вода в вазе согрелась, а в земле холодная. Мы создали условия для роста и развития наших веточек (взаимосвязь живой и неживой природы) поэтому почки распустились и появились первые нежные клейкие зеленые листочки, которые создают особенную красоту в группе.