Релаксационные игры и упражнения для психического здоровья детей

Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно знают, что в условиях современного мира с его огромными информационными потоками, обрушивающимися на  детей, негативно сказываются на психическом здоровье дошкольников, нарушают равновесие и подвижность между процессами возбуждения и торможения, вызывают двигательное беспокойство. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к эмоциональным перегрузкам. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения. С этой целью в своей работе мы используем релаксационные паузы (минутки расслабления), в ходе которых у детей происходит мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Релаксационные паузы проводятся по два упражнения в день. Первое упражнение направлено на мышечную релаксацию по контрасту с напряжением. Оно может быть использовано как физкультминутка на занятии, в любом режимном моменте в течение дня. Второе упражнение – это мышечная релаксация по представлению. Проводится один раз в день, после дневной прогулки.
Поскольку некоторые дети испытывают дефицит положительных тактильных ощущений, в сюжет настроев мы ввели элементы тактильного взаимодействия ведущего и ребёнка («ветерок гладит тебя»). Это положительно влияет на реакцию расслабления.
Для проведения релаксационной паузы дети укладываются на ковер, закрывают глаза, руки вытягивают вдоль туловища, расслабляют, ноги прямые, не скрещенные. Педагог негромким успокаивающим голосом рассказывает что-то, а ребята, по его заданию, выполняют или расслабление мышц, или что-то представляют. Все это выполняется под звучание тихой спокойной классической музыки. Выведение из состояния релаксации произноситься более громко, бодрее и быстрее.
Проводя релаксационные игры и упражнения, педагоги нашего детского сада помогают детям снять эмоциональное напряжение, обрести спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе, формируя стрессоустойчивость и обеспечивая благоприятную обстановку в группах детского сада.